Таинство Причастия

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Ев. от Матфея 26:26—28).

Любовь Бога к Своим детям гораздо сильнее материнской любви: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя», — говорит Господь (Исайя 49:15).

Мы видим, что мать кормит молоком свое дитя, чтобы оно было здорово. То есть питает его своей плотью и кровью. Тем более Спаситель мира — Иисус Христос — питает верующих в Него Своей Плотью и Кровью как рожденных от Его Духа. И эта небесная пища дарит человеку вечное здоровье, как и говорит апостол Петр: «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь» (I Петра 2:2—3).

Иисус говорит: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ев. от Иоанна 6:53—55).

С первого взгляда слова Иисуса кажутся очень суровыми. И действительно, как свидетельствует Евангелие (Ев. от Иоанна 6:53—64), многие соблазнившись отступили от Него, не поняв смысл этих слов. Однако задумаемся на мгновение, для чего пришел Иисус в мир, если не для того, чтобы дать миру жизнь? Чем спасается мир, если не жертвой Христовой, и как же мы можем следовать за Христом, не будучи участниками Его жертвы?

Христос учит, что обычный хлеб действует на нас лишь физически, обеспечивая материальное существование, а духовный хлеб обеспечивает не только физическое существование, но и духовное, даря вечную жизнь. И как крещение — духовное рождение, так и святая Литургия (армянское «патараг») — духовная пища Таинством Причастия (арм. «hахортутюн»).

Любящие друг друга люди, чтобы выразить свои чувства, встречаясь, накрывают столы с обильной пищей, время от времени дарят подарки. Иисус возлюбил нас сильнее, возлюбил так, что отдал нам в пищу Свою Плоть и Кровь, что стало для нас причиной вечной жизни.

Иисус во время Своей проповеди по разным поводам обращался к тому, что Он истинная пища и питие (Ев. от Иоанна 6:32-35). Эти слова Он особенно подчеркнул во время последней вечери.

Сидевший за столом с двенадцатью апостолами Иисус взял пресный (бесквасный) хлеб, благословил, дал апостолам и сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Затем взял чашу с неразбавленным (чистым) вином и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». После этого сказал: «сие творите в Мое воспоминание» (Ев. от Матфея 26:26—29, Ев. от Луки 22:19).

Таинство Причастия, установленное Иисусом Христом во время последней вечери, неописуемым образом приблизило нас к Богу в нашей земной жизни. Вплоть до того, что причащаясь мы осязаемо пронимаем Его внутрь своего я.

Есть только один грех: не стремиться всем сердцем к Богу, отделяться или отдаляться от Него. И есть только одна боль: неимение чистоты, святости, т.е. не иметь союза с единственным, Кто Свят. Этот узел и был распущен во время последней вечери.

Причастие — важный момент в жизни, которым мы вплотную примыкаем к Богу. Нет, не видим Его, нет, не руками осязаем Его, а устами принимаем Его внутрь себя. Ощущая Его внутри всего нашего существа, одновременно и видим Его, и осязаем, и живем Его любовью.

Как причащаться?

Иногда, чувствуя необходимость причаститься, не придаем значения пути подготовления, через которое нужно пройти, приближаясь к этому святому Таинству.

Первая обязанность, которую ставит Церковь перед нами, — быть крещеным, а также исповедовать православное учение.

Исповедание веры очень важно, т.к. не зная его, не постигнем, что же вкушаем: обычные хлеб и вино, или Плоть и Кровь Христовы. По этой причине во время причастия звучит небольшой отрывок из исповедания веры:

«Скажите: согрешили перед Богом; верим в Отца — Святого Истинного Бога, верим в Сына — Святого Истинного Бога, верим и в Духа — Святого Истинного Бога. Сие живое и животворное Тело и Кровь Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, да будет нам в очищение и отпущение грехов наших. Исповедуем и веруем».

Второе важное условие принятия причастия — духовная чистота. Апостол Павел дает нам такое наставление в этом вопросе: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы; будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11:27—32).

Принимая гостей у себя дома, стараемся, чтобы все было чисто. Готовясь же принять Бога внутрь самих себя, тем более должны быть чисты, и не только телом, а и — особенно — духом. Поэтому перед причастием нам необходимо исследовать самих себя, раскаяться в наших ошибках, исповедаться перед Богом и Его служителем — духовным лицом. В этот день нужно быть чистым и физически. Поэтому в день причастия нам повелевается не есть никакую пищу до самого причастия.

Иногда мы чувствуем себя более чем недостойными подойти к причастию. Иногда же подходим к этому святому Таинству без исследования себя. Конечно оба эти подхода вредны и вводят в заблуждение. Эту проблему решает для нас отец Овнан Мандакуни, давая следующее разъяснение: «Когда мысль твоя не свидетельствует о твоей святости (чистоте), известно, что приобщение твое к Таинству святому противно воле Божией, как говорит апостол Павел: «Божия воля — свидетельство мысли вашей [обновленного человека]» (Рим. 12:2), а если твоя мысль свидетельствует о твоей святости (чистоте), то приобщение твое согласно воле Божией; если же подходишь [к Таинству] с нечистой совестью, знай, что осуждаешься, будучи беззаконнее всех беззаконников, потому что это большее беззаконие, чем зло убийц, проливающих кровь. Если человек убивает человека, называется человекоубийцей, а кто недостойно причащается Тела Господня, тот богоубийца, ибо сызнова распинает Сына Божия».

Смысл, сущность и радость жизни не в еде, а в сообщении с Богом. Именно с такой мыслью должны мы подходить к святому Таинству. И чтобы наше приобщение к Богу было более реальным, вспоминаем важные условия, исполнив которые, получаем право причаститься. Прежде всего:

• Необходимо быть крещеным, а также иметь православное вероисповедание.

• В день причастия запрещается есть какую-либо пищу до причастия.

• До самого момента приобщения к Богу, даже и прежде Литургии, поощрительно исследовать себя, чтобы узнав сам себя, мог решить, причащаться или нет.

• Причащение не приносит оправдания, если человек по какой-либо причине пренебрег исследованием себя.

Наилучший способ восстановить разорванную из-за греха связь между Богом и человеком — причастие. Следовательно, чтобы восстановить эту связь, нужны раскаяние и боль за совершенные грехи, затем нужно исповедаться.

Каждый раз во время причастия слышен мягкий и нежный голос Иисуса:
«Я твоя пища, дабы ты не уподоблял Меня себе, а сам уподобился Мне».

Иеромонах Лукас Закарян
Перевела Марианна Арзангулян

ААЦ