Таинство Миропомазания

«Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21—22).

За очистительным Таинством Крещения следует благодатное Таинство Миропомазания (армянское «дрошм»). Если крещением знаменуется полное очищение человека, то миропомазанием — укрепление его в вере. Это таинство принятия обновляющих даров Святого Духа: Его нисхождение, Его почивание на каждом человеке. Ниспосланный Дух Святой ставит печать благодати на новокрещенного христианина, чем исполняется полнота крещения. Получив божественные дары, человек укрепляется духом и полностью вооружается невидимыми доспехами и оружием против любых нападений лукавого.

Книга Деяний Апостолов свидетельствует, что апостолы возлагали руки на принимающих крещение, которые таким образом получали дары Святого Духа (Деян. 8:16—18). Однако когда число верующих значительно увеличилось, а христианские общины расширились и распространились по миру, апостолы уже не могли лично возлагать руки на головы всех верующих. И чтобы принимающие крещение не лишались живительных даров Святого Духа, апостолы заменили таинство возложения рук таинством помазания елеем — Миропомазания, а также дали наказ, чтобы помазание совершали иереи (священники). Помазание елеем наилучшим образом символизирует действие на душу благодати Святого Духа, ибо издревле масло было символом исцеления. Это следует из Послания апостола Павла к Коринфянам. Христиане Коринфа были младенцами в вере, знавшими только начатки христианского учения (1 Кор. 3:1).

Однако лишь человеческим воплощением Иисуса — пришествием Помазанника — оно исполнилось совершенным смыслом. Одним словом: Миропомазание знаменует сошествие Святого Духа на крещенных.

Во время совершения таинства Миропомазания используется святое миро (армянское «мюрон»). Миро — греческое слово, означающее благоуханное масло. Главным его компонентом является оливковое масло, с которым смешивается также более сорока благовоний, в основном бальзамин. В нашей Церкви право освящения святого миро принадлежит Католикосу. Богословский смысл этого обряда раскрывается в молитве благословения, в частности, в следующих стихах:

И вот, Ты, Тот же Господь Бог наш,
призри мольбам рабов Твоих,
ниспошли щедрую милость Свою
на плод этой маслины,
который Ты создал для спасения и
пользы рода человеческого,
и всели в нас дары Святого и Благодетельного Духа Твоего:
во содействие и во исполнение святых таинств Твоих.

Армянская Церковь совершает таинство миропомазания одновременно с таинством крещения, чтобы мы получали божественные дары непосредственно после очистительного омовения. Церковь соединила таинство миропомазания с таинством крещения, по подобию с Господом, когда Он, после принятия крещения от Иоанна Крестителя в реке Иордан вышел из воды, Святой Дух в образе голубя сошел на Него и был с неба голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Подобным же образом Святой Григорий Просветитель крестил армянский народ в реке Арацани, одновременно совершая помазание святым миром, по свидетельству Агатангелоса.

Таинство миропомазания называется также запечатлением (армянское «кнунк»), потому что божественной печатью отмечаются соответствующие части нашего тела.

При помазании святым миро каждой части тела, согласно молитвам, соответствует особая благодать.

На лоб: «Миром благоуханным, во имя Иисуса Христа на тебя изливаемым, да будет печать сия небесного дара нетления».

На глаза: «Печать сия во имя Иисуса Христа да просветит очи твои, дабы никогда не уснуть в смерти».

На уши: «Помазанием святым да будет тебе печать сия во слушание заповедей Божиих».

На ноздри: «Печать сия во имя Иисуса Христа да будет в тебе благоухание жизни».

На уста: «Печать сия во имя Иисуса Христа да будет во ограждение и сохранение дверей уст твоих».

На руки: «Печать сия во имя Иисуса Христа да будет тебе побуждение благотворительности, всяких благодеяний и богоугодных поступков».

На сердце: «Печатью сей божественной да созиждется в тебе сердце чистое и да обновится дух правый в утробе твоей».

На спину: «Печатью сей во имя Иисуса Христа да пребудет на тебе щит укрепления, чем да возможешь погасить огненные стрелы лукавого».

На ноги: «Печатью сей Божественной да направятся стези твои в Жизнь Вечную».

Таким образом, Миропомазание есть таинство, которым верующему передаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной христианской жизни. Человек утверждается в Боге, становится храмом Святого Духа и наследником Небесного Царства.

Заключение

Крестная печать, приложенная священнослужителем, незаменима. Она назидает нас ценить все наши части тела и органы чувств. Стараясь заботиться о каждом нашем органе чувств в отдельности, легче держать себя в чистоте. Об этом упоминает и Святой Ефрем Сирин в одной из своих молитв: «Замкни, Господь, уста мои для сплетен, убереги язык от злословия, глаза от недоброго взгляда, уши от злой вести, руки от хищений, ноги от пути разврата. И все мои члены огради от зла, да бдят во исполнение благого пред Тобой».

Для новообращенного христианина Таинство Миропомазания — это сошествие Святого Духа. На апостолов Дух Святой сошел в виде огненных языков, а сегодня это таинство свершается благоуханием Мира. Таинство Миропомазания, как и Таинство Крещения неповторимо.

После Таинства Крещения и Миропомазания священник удостаивает нас принять еще одно из семи таинств Церкви — таинство Причастия.

Таким образом, Таинством Миропомазания человек запечатлевается божественными печатями новой жизни — в знак принятия Святого Духа. И только миропомазанием человек становится христианином, т. е. помазанником, и, предоставив себя Святому Духу, усыновляется Богом Отцом.

После этого благодатного помазания, удостоиться которого спешат также владыки мира, человек забывает о других ароматах, суть которых всего — лишь благоухание, в то время как: «Сие, — говорит священник, — да будет тебе благоуханием, да приведет тебя из жизни к жизни вечной».

Мир тебе, спасенный Богом,
Мир тебе, помазанник Божий.

ААЦ