Престолы и епархии

Сложные исторические обстоятельства явились причиной образования в Армянской Церкви иерархических престолов, имевших местно ограниченную власть и признававших главенство католикосата всех армян.

 

Католикосат Агванка

Название Агванк в разные времена давалось различным географическим территориям. До начала V века так именовалась территория, расположенная севернее реки Куры до Дербентских ворот.

В середине V века, после падения армянского царства Аршакидов, края Великой Армении Утик и Арцах присоединились к данной территории, образовав Агванкское марзпанство со столицей Партав (в крае Утик). Фактически с начала V века под названием Агванк имелась в виду территория Агванкского марзпанства.

В те времена границы любой церкви определялись политическими границами. Поэтому при образовании Агванкского марзпанства епископские престолы Арцаха и Утика, присоединившись к Агванкским епископским кафедрам, образовали так называемую Агванкскую Церковь, которая со временем преобразовалась в католикосат, оставаясь в духовном подчинении католикосату Армении.

Поскольку административным центром Агванкского марзпанства был Партав, основанный в 460 г., то и епископ Партава удостоился особого положения. Постепенно сформировалась идея его главенства в Агванкской Церкви, и уже в начале VII века епископ Партава стал католикосом Агванкского марзпанства. Так в лоне Армянской Церкви начала формироаваться автономная Церковь во главе с местным католикосом.

Обряды, верования и язык Агванкской Церкви были армянскими.

Агванкский католикосат просуществовал до 1813 г., когда был преобразован в митрополию, а затем разделен на две епархии: Карабахскую и Шамахинскую.
Патриархия Иерусалима

Первым патриархом Иерусалимской Церкви был апостол Иаков. В 381 г. на II Вселенском Константинопольском соборе Иерусалимское епископство стало возводиться в ранг патриаршества.

Начиная с IV в. множество армянских паломников посетили Иерусалим. Армянские нахарарские дома и епископские престолы, заботясь о постоялых дворах в Иерусалиме для паломников из числа своей паствы, начали во множестве строить там монастыри, число которых в VI веке достигло 70.

После того как патриархия Иерусалима в середине VI века окончательно приняла халкидонское вероучение, Иерусалимская Армянская Церковь отделилась и на ее основе сформировалось Иерусалимское армянское патриаршество.

Первым известным нам армянским патриархом Иерусалима был Абраам, который, согласно арабскому историку Зекиал-Дину, видя усиление власти Мухаммеда, в 626 г. лично отправился к нему и получил грамоту на неприкосновенность Иерусалимской Армянской Церкви.

Когда царь Ошин и Католикос Константин III Косараци принудили глав епархий Армянской Церкви принять решения Сисского собора 1307 г. о догматических и обрядовых изменениях, Патриарх Иерусалима Саргис, желая сохранить чистоту вероучения Армянской Церкви, приобрел у султана Египта грамоту о выводе своего престола из-под власти католикосата Армении и с 1311 г. начал независимо вести свои дела. Этот факт для некоторых послужил поводом думать, что Армянская патриархия Иерусалима основана в 1311 г. Как мы уже видели, она была основана в VI веке после отделения от основанной св. Иаковом, братом Господним, патриархии вследствие возникшего богословского противоборства с халкидонитами.

Патриарх Иерусалима является хранителем армянских привилегий в Святых Местах.

Сегодня в юрисдикцию патриархии Иерусалима входят армянские церкви Израиля и Иордании.
Католикосат Ахтамара

В 1113 г. в Кармир Банке (Красный Монастырь), в княжестве Кесун, находящийся при смерти Католикос Барсег представил собравшимся 20-летнего епископа Григора как своего преемника. Собор, созванный в монастыре Кармир Ванк в 1113 г. после смерти Католикоса Барсега, избрал Григора Католикосом Армении. Против такого выбора выступил епископ Ахтамара (остров на оз. Ван) Давид. Собор из пяти епископов, отмечая молодость Григора и тот факт, что престол Католикоса находится за пределами Армении, а также то обстоятельство, что раньше патриарший престол находился на Ахтамаре (927—947), а в настоящее время там хранились жезл св. Григория Просветителя и другие реликвии, избрал епископа Ахтамара Давида Католикосом Армении.

В 1114 г. собор, в котором приняли участие 2 500 епископов, монахов и князей из Киликии, из новых армянских земель (княжеств) и из исконной Армении, утвердил Григора III Католикосом.

Ахтамарский католикосат, однако, как местный престол продолжил свое существование до 1895 г.
Католикосат Великого Дома Киликии

В 1441 г. престол Католикоса всех армян из Киликии вернулся в св. Эчмиадзин, где находится и в настоящее время.

Католикос Григор IX (1439—1441) из-за старости и болезни не смог переехать из Киликии в Эчмиадзин, однако поручил Национально-церковному собору, созванному в 1441 г. в св. Эчмиадзине, избрать нового Католикоса. Был избран Киракос Вирапеци (1441—1443).

Для киликийцев трудно было внезапно лишиться патриаршего престола, и они, воспользовавшись тем, что Католикос Григор IX продолжал жить в Сисе, столице Киликии, после его смерти основали новый католикосат — в рамках границ Киликии — католикосат Великого Дома Киликии.

После геноцида армян в Киликии в 1920 г. престол Католикоса в течение 10 лет переезжал с места на место, а в 1930 г. обосновался в Антилиасе (Ливан), где находится и поныне. Однако престол потерял почти все свои епархии, кроме Алеппской, и находился на грани исчезновения. Для сохранения этого исторического престола по просьбе католикосата всех армян патриархия Иерусалима временно передала во владения католикосата Великого Дома Киликии епархии Дамаска и Бейрута, а патриархия Константинополя — епархию Кипра.

Сегодня в юрисдикцию католикосата Киликии входят епархии, находящиеся в странах Ливана, Сирии и Кипра.
Патриархия Константинополя

В 1461 г. султан Мухаммед II Фатих основал патриархию армян Константинополя. Поскольку центр Армянской Церкви — св. Эчмиадзин находился под властью Персии, султан намеревался, основав патриархию, через Патриаха держать под контролем армян, живущих в пределах Турецкого султаната. Первым Патриархом был избран епископ Оваким.

Патриарх обладал полнотой и духовной, и светской власти как этнарх. Поэтому до Первой мировой войны и Ахтамарский, и Киликийский католикосаты в административных вопросах подчинялись патриархии Константинополя.

До Первой мировой войны юрисдикция Константинопольской патриархии распространялась на 52 епархии, в их числе епархии Багдада, Кипра, Египта, Болгарии, Румынии и Греции.

Сегодня в юрисдикцию патриархии Константинополя входят армянские церкви Турции и острова Крит (Греция).
Епархии Армянской Апостольской Церкви в России

Первая епархия Армянской Апостольской Церкви в России образовалась в начале XVIII века (1717 г.) с епархиальным центром в г. Астрахани и называлась Астраханской епархией. В состав этой епархии входили все армянские церкви на территории Российской империи.

В 1809 г. на завоеванных Россией во время русско-турецкой Балканской войны (1806—1812) территориях царским указом была основана Армянская епархия Бессарабии с центром в г. Яссы. Согласно Бухарестскому мирному договору, подписанному 16 мая 1812 года, территория между реками Прут и Днестр вошла в состав Российской империи как Бессарабская губерния с центром в Кишиневе. Поскольку Яссы остались на территории Османской империи, новым епархиальным центром стал Кишинев.

В 1830 г. царским указом от 30 апреля была реорганизована Ново-Нахичеванская и Бессарабская епархия. От Астраханской епархии были отделены и присоединены к Бессарабской — территории Дона, Крыма, Малороссии, Новороссии, Москвы и Санкт-Петербурга. Центром епархии первоначально оставался Кишинев. В 1895 г. епархиальный центр перенесен в Ново-Нахичеван.

В введении Астраханской епархии оставались Северный Кавказ, Поволжье, Сибирь и Средняя Азия.

Таким образом, в последнее столетие царской России на территории империи существовали две армянские епархии:
— Астраханская;
— Ново-Нахичеванская и Бессарабская.

После Октябрьской революции имели место некоторые административные изменения.
1. Поскольку Бессарабия отошла к Румынскому королевству, то армянские церкви Бессарабской губернии соединились с Армянской епархией Румынии.
2. Ново-Нахичеванская епархия с центром в Ростове-на-Дону постепенно сузилась до территории Дона.
3. Средняя Азия отделилась от Астраханской епархии и присоединилась к Бакинскому престолу, в результате чего была образована епархия Бакинская и Туркестанская.
4. Пределы Астраханской епархии сузились до территории Северного Кавказа и Поволжья, и она была переименована в епархию Северного Кавказа и Астрахани. Новым епархиальным центром стал Армавир.

Итак, в Советской России до 1950—60-х годов существовали две армянские епархии:
— Ново-Нахичеванская епархия с центром в Ростове-на-Дону;
— Северо-Кавказская и Астраханская епархия с центром в Армавире.

В 1956 г., 5 мая, в Москве вновь открылась кладбищенская церковь Св. Воскресения («Сурб Арутюн»), которая стала действовать как отдельный приход (пасторство).

На Церковно-национальном соборе в 1962 г. в св. Эчмиадзине армянские церкви России были представлены двумя отдельными делегациями:
«7. Епархия Нового Нахичевана и Северного Кавказа.
8. Московский приход (пасторство)».

В 1966 г., когда Москва стала новым епархиальным центром после объединения Нахичеванской и Северокавказской епархии с Московским пасторством, образовалась Ново-Нахичеванская и Российская епархия.

13 января 1997 г. патриаршим указом Ново-Нахичеванская и Российская епархия была преобразована в три епархии. К ним относятся следующие:

— Ново-Нахичеванская и Российская епархия с центром в г. Москве;
— епархия юга России с центром в г. Краснодаре;
— епархия Украины с центром в г. Львове.

ААЦ