Поклоны

Поклонами мы выражаем наши покаяние, смирение, благоговение, хвалу и радость по отношению к Богу. Потребность преклониться перед величием и святостью Бога свойственна духовной природе человека.

Поклонение (армянское «еркрпагутюн») — признак благоговейного трепета, сильной любви, воздания славы, покорности и смирения; но таким поклонением не должно поклоняться никому, кроме одного только Бога истинного, всем же остальным следует воздавать почести по чину Господа ради.

Патриарх Авраам в образе трех странников поклонился единому Богу: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18:3). Пророк Моисей, повергшись пред Господом, молился сорок дней и сорок ночей за согрешивший народ (Вт. 9:25). Пророк Иезекииль при виде славы Господа пал на лицо свое (Иез. 2:1). Савл (апостол Павел) по дороге в Дамаск, когда пред ним воссиял свет с неба, в трепете и ужасе пал на землю (Деян. 9:3—6). Святые жены-мироносицы, встретив воскресшего Христа, с радостью «ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28:9). Когда апостолу Иоанну Богослову открылось видение Горнего Иерусалима, он увидел, как «двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле и поклоняются Живущему во веки веков» (Откр. 4:10).

Поклонение Богу люди совершают с глубочайшей древности. Христианство, явив миру полноту откровения о Боге как всесовершенном Духе, учит поклоняться Богу «в духе и истине» (Ин. 4:23). Поэтому поклонение прежде всего совершается во внутреннем человеке молитвенным сознанием. Поклонением Богу являются исполнение заповедей и все благочестивые обычаи, совершаемые нами по призыву любви к ближнему.

ААЦ