Таинство Венчания (бракосочетание)

«Три дела украшают меня и делают приятным Богу и людям.
Это братское единство, любовь ближних и согласие между мужем и женой» (Сирак, 25:1—2).

Испытывая любовь друг ко другу, мы стараемся как можно более укрепить эту задушевную тесную связь. Кажется, что образуется внутренний союз, несущий в себе мир. Т. е. в союзе этом есть гарантия мира, сам союз является плодом любви. В такой любви жили первозданные люди, Адам и Ева, когда Бог постоянно был с ними, а сами они всегда говорили с Богом. Согрешив, человек потерял эту любовь и союз. Однако Бог не покинул человека, а пришел Своей любовью, соединился с человеком и этим единством создал в людях необходимое для мира.

Иисус в Своей молитве к Отцу говорит: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ев. от Иоанна 27:20—21).

Принцип единства — осуществление любви. Любовь проявляется в безграничном стремлении к чему-либо, чтобы в конце концов достичь союза или цели стремления. Если мы осуществляем это страстное желание для низких суетных мирских нужд, то растрачиваем Божий дар, и это уже не любовь. Как в свете нет тьмы, так и в любви нет места отрицательным проявлениям, следовательно, любовь стремится к добру, счастью, миру, искренности — в конце концов, ко всему тому, что дает нам положительный заряд, возвышая человека над приземленными желаниями. В любви обитает Сам Бог и освящает ее Собой. Иисус сказал об этом предельном счастье единства так: «Отче Святый! Соблюди их во имя твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ев. от Иоанна 17:11), «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них и Ты во Мне; да будут совершенны во едино, и да узнает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною… да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет и Я в них» (Ев. от Иоанна 17:22—24, 26).

Божественная эта любовь в миниатюре — семья, становление которой Церковь заверяет святым Таинством Венчания (армянское «псак»). Этим таинством две далекие друг от друга личности, мужчина и женщина, получают божественное благословение, соединяются друг с другом таинственным образом, становятся одной плотью и, становясь на путь вечного совместного жития, по примеру Христа и Его Церкви, посвящают себя стараниям для преуспеяния царства Божия, чтобы семьей войти в него.

Иногда мы неверно воспринимаем брак, глядя на него лишь плотскими глазами. Значит, необходимо хорошо осознавать, что гораздо более половой связи он содержит в себе принцип взаимной поддержки, основанный на любви. Первая женщина не была создана только для продолжения рода, но Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18). Бог дал человеку друга жизни, следовательно, любить друг друга не означает любоваться друг другом, а иметь двоим одну цель, идти к одной цели, и на этом пути поддерживать и быть помощниками один другому.

Таинство венчания — теснейший союз из когда-либо заключаемых, который вообще могут установить два человека. Ни родственная, ни дружеская связь не может создать такую степень близости между двумя людьми. Ни один человеческий союз не может сделать мужчину или женщину семьей царства Божия, как супружество, которое святым Таинством Церкви сподобляются Божьего благословения и становятся частью Его Царства.

На этом пути пары должны не только соблюдать внешние приличия, но и внутреннее достоинство — духовно. Бог есть любовь, и наше блаженство осуществляется единением с Богом в любви, следовательно, нет любви, нет блаженного союза там, где нет Божьего благословения. А единство ради наслаждения, вне любви и истины, не может быть частью осуществления Божьего царства в этом мире. Так что в супружестве не плотское должно быть целью, а духовное. Поэтому апостол Павел, говоря об истинной супружеской любви, подчеркивает большое значение брака: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Эфесянам 5:32).

Церковь не отвергает семейного счастья в нашем мирском материальном быту, навязывая лишь духовные принципы, но отвергает рабское служение принципу «наслаждайся» в понятии семьи, когда мы забываем богоустановленный завет «люби».

«Жены, повинуйтесь мужьям своим,
как прилично в Господе.
Мужья, любите своих жен и не огорчайте их».

Иеромонах Лукас Закарян
Перевела Марианна Арзангулян

ААЦ