Таинство Елеосвящения (Чин о болящих)

«Кто грешит перед Творцом своим, тот попадет в руки врача» (Сирак 38:15).

Елеосвящение — святое Таинство, исполняемое над заболевшим верующим. Этим Таинством Церковь доставляет божественные дары для излечения и оздоровления своих болеющих верующих. Спасительное это Таинство исполняется не только в Церкви, но и на дому — для слегших тяжело больных, а также для тех, кто при смерти.

Болезнь в основном результат намеренно совершенных или невольных грехов человека. Говорим «в основном», поскольку есть болезни наследственные, а также данные как милость или чтоб стали явны дела Божии (см. Ев. от Иоанна 9:1—4).

Болен человек, отдалившийся от Бога и живущий неподобающей христианину беспорядочной жизнью. И чтобы выздороветь, он должен покаяться, исповедать совершенные грехи. В этом случае Церковь, ее духовное лицо молится за больного, исполняя Таинство Елеосвящения. Таким образом, это Таинство приближается к Таинству Покаяния и становится тождественным ему.

Установление Таинства Елеосвящения

В период Своей проповеди, Христос совершил многочисленные исцеления, описанные в Евангелиях. Многие, приближаясь ко Христу, ожидают от Него телесного исцеления, но вот что Иисус отвечает им: «Прощаются тебе грехи твои» (Ев. от Матфея 9:2) или «По вере вашей да будет вам» (Ев. от матфея 9:29). Таким образом истинная болезнь человека — грех, a путь исцеления болезней — вера, осознание своего греха, покаяние и упование на Бога. При этом мы отнюдь не полагаем, что нужно отказаться от обычных лекарств, а утверждаем, что, принимая это все как естественные пути излечения, нужно твердо осознавать, что корень болезни скрыт в грехе, и единственное спасение — Бог. Пример есть в Евангелиях, в эпизоде о женщине, страдавшей кровотечением. Она долгие годы обращалась ко всевозможным лекарственным средствам, но не получила исцеления. И в конце концов, не надеясь более на изобретенные наукой лекарства, силой веры своей обращается ко Христу. Иисус отвечает: ««Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя». Женщина с того часа стала здорова» (Ев. от Матфея 9:22, Ев. от Марка 5:27—29, 34).

Соборование

Это Таинство раньше называлось Соборование или Последнее Помазание (армянское «Верчин Оцум»).

Помазание больного маслом известно со времен Древнего Рима, впоследствии его применяли также апостолы: «Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Ев. от Марка 6:12-13). Апостол Иаков вкратце объясняет смысл таинства так: «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, — и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иакова 5:14—15).

Изначально в нашей Церкви таинство так и исполнялось, однако впоследствии Последнее Помазание прекратили по очень простой причине: человек не знает, где, когда и как заболеет и скончается, поэтому Последнее Помазание наша Церковь объединила с Первым Помазанием, т. е. таинством Миропомазания. Когда при крещении нам помазывают глаза, уши, нос, рот, руки и ноги, это Помазание относится именно к таинству Соборования.

При исполнении чина о болящих, Армянская Церковь акцентирует преимущественно веру и исповедь грехов, а не помазание. Согласно Саргису Шнорали: «Не масло дарит здоровье больному, а имя Господа».

Основываясь на этом, Церковь, посылая духовное лицо исполнить Елеосвящение для кого-либо из членов паствы, велит ему не чудо совершить, а дать отпущение грехов через рассмотрение веры, исповедь и ободряющее увещевание. Именно в такой роли выступает священнослужитель во время таинства. Утешая словом, исследуя совершенные грехи через исполнение обряда исповеди, наставляя в добре, в конце концов, по Божиему повелению отпуская грехи и ведя больного к душевному спокойствию, он создает предпосылки для того, чтобы больной стал выше физического страдания, надеясь в молитве на милость Божию. И мы уверены, что искренняя вера не останется без награды, как и Иисус часто отвечал людям: «Тогда Он коснулся глаз их и сказал: «По вере вашей да будет вам». И открылись глаза их» (Ев. от Матфея 9:29).

Чтобы поднять человека из этого состояния духовной слабости и немощи, священнослужитель прежде всего ведет его к раскаянию, чтобы больной отрекся от грехов, ставших причиной отдаления от Бога. Во-вторых, евангельскими примерами обновляет у больного чувства веры, надежды и любви к Богу. В-третьих, молится Богу, прося больному исцеления.

Заключение

В отношении Таинства Елеосвящения каждый христианин должен помнить о следующих важных обстоятельствах:

• Болен кто из вас? Пусть позовет помазанного священнослужителя, чтоб тот помолился над ним (см. соборное послание Иакова 5:14).

• Это таинство Церкви исполняется не только для тех, кто при смерти, а для каждого христианина, который в своем физическом страдании и болезни ожидает от духовного лечения и телесное исцеление.

• Основа исполнения таинства — раскаяние и вера больного.

• Таинство исполняется молитвой священника, чтением из Евангелий, а также возложением святого Креста, Евангелия и руки облеченного духовной властью священнослужителя на голову больного

• Целительна божественная мощь и сила, все остальные принадлежности обряда используются для того, чтобы эта сила стала видимой, явной.

Исцели недуги и излечи болезни
народа Твоего, Господи Боже наш,
и дай всем совершенное здоровье
знамением всепобеждающего креста Твоего
которым принял Ты немощь рода человеческого
и осудил врага нашей жизни и спасения.
Аминь.

Иеромонах Лукас Закарян
Перевела Марианна Арзангулян

ААЦ