Таинство Покаяния

Исследуя свой внутренний мир, вспомнил злые дела свои и захотел перечислить их, но увидел, что они многочисленнее морского песка и обильнее капель дождя.
От всего этого пал я духом, и струна надежды оборвалась, потому что если изготовлю бумагу из неба, примешав к нему все долины, превращу все моря в чернила и леса в перья, стану думать, как небесные (жители), и, исследовав в точности свои беззакония, сяду записывать, — не достигну окончания и за столетие, поскольку иссякнут письменные принадлежности, но не завершатся злодеяния мои, а соберутся и накопятся, как песок, и став горой отяжелеют, как мировая суша, потому что семена дьявольские произрастают многообразно и плодоносят обильно, и утвердились во мне с детства и до старости, когда смерть приблизилась, а покаяние отдалилось.
И вновь с сомнением подумал, что не нужно пропадать в безнадежности, ведь Бог милостив…

Вардан Аревелци
Да, милостив Бог, приготовивший нам путь покаяния (армянское «апашхарутюн»), и первые же призыв и проповедь Христа приносят эту радостную весть: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное».

О чем каяться?

В жизни у нас много поводов критиковать людские ошибки, однако, к сожалению, как же редко мы обращаемся к своим! Особенно в теперешнем мире, когда мы стараемся как можно меньше осознавать свои грехи, чтобы жить легкой и спокойной жизнью.

Может показаться, что спокойная жизнь стала богом, и мы готовы на все, лишь бы жить изнеженно, не чувствуя угрызений совести. У многих из нас осознание греха стало душевным затруднением, и нам кажется, что глубоко осознающие грех и переживающие чувство раскаяния люди психологически слабо развиты. Увы, пренебрежение по отношению к греху есть пренебрежение по отношению к Богу. Да, действительно, когда мы непосредственно не чувствуем присутствие Бога в своей жизни, не обращаем внимания и на грех.

Игнорируя грех, нет смысла каяться, но грех стирается не пренебрежением, а покаянием. Следовательно, если осознаем, что за ошибку следует возмещение, то и за грех — наказание. Единственная дорога очищения — покаяние с чувством раскаяния.

Осознание греха это принятие совершенной ошибки. Когда мы не принимаем свою ошибку, теряем добро, истину. Иногда возникает вопрос: «О чем каяться, за какое дело приносить покаяние?»; бывает, даже не чувствуем вины за тот или иной поступок, и в соответствии с нашим пониманием считаем, что Бог думает, как мы. Однако в действительности есть вещи, которые не изменяются в зависимости от кругозора и образа мышления человека.

Принимая все это во внимание, Божия Церковь установила четкий порядок: через нее узнаем, что такое грех, как можно очиститься от совершенной ошибки, а также познаем покаяние как истинный путь очищения от греха.

Что такое грех?

Грех — это пропасть, разверзнутая между человеком и Богом. Грех это восстание против Божией любви. Грех не ранит Бога, но ранит тех, кого Он любит. Ни в коем случае нельзя говорить: «Согрешил, ну и что? От греха мир не разрушится». Наибольшее наказание, которое Бог дает грешнику, — не быть наказанным на земле. Частое повторение греха — наибольшее наказание от Бога. Грех нельзя считать нарушением какого-то абстрактного закона, это нарушение любви, существующей лично между нами и Богом.

Безрассудство терять Божью благодать и не осознавать, что потеряли, радуясь вместо этого земному, которое не стоит ничего.

Потеряв Божью благодать, лучшее, что можем делать — каждодневно сожалеть о потере. Если когда-либо найдем утешение, то оно произойдет из мысли о том, что мы принимаем наши ошибки и уповаем на милость Божию.

Путь освобождения от греха

Иногда, сознавая наш грех, ошибку, выбираем неверные пути избавления от них. В результате погрязаем в грехе еще глубже. Следовательно, необходимо использовать сознание греха в правильном направлении.

В Церкви Армении порядок покаяния таков: осознающий свой грех человек должен искренне раскаиваться, а также принять в душе решение не повторять грех.

Второе условие покаяния — исповедь.

В Церкви первых веков исповедь совершалась публично, и редко обособленно. В дальнейшем имело место обратное, т. е. исповедь в присутствии членов общины была заменена личной исповедью, скрытой между священником и исповедующимся. Церковь Армении сохранила и публичную и личную форму исповеди.

Исповедь неполна без ожидания (чаяния) отпущения грехов. Следовательно, во время осуществления Таинства необходимо присутствие священника. Ведь Христос дал им власть, сказав: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.» (Ев. от Иоанна 20:22—23). А также: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Ев. от Матфея 18:18).

Иногда нам кажется, что нет необходимости исповедать наши грехи помазанному духовному лицу. Мы считаем, что видим все свои грехи.

Каждому из нас очень важно видеть себя со стороны, и такую возможность дает нам отец-исповедник, который посредством определенных вопросов показывает нам то, что сами мы не видим.

По третьему условию Таинства, каждый христианин должен быть готов понести определенное покаяние за совершенную им ошибку. Ошибка — в отсутствии любви, пожертвование — гарантия любви. Следовательно, ошибку должно стереть пожертвование (армянское «зоhохутюн»), чтобы и совесть наша успокоилась, и утвердилось ожидание (чаяние) милости Господней. После этого священник, услышав нашу искреннюю исповедь, имеет право в соответствии с нашими грехами определить нам покаяние. Это молитва, пост, некоторые пожертвования (милостыня нищим и проч.).

Цель покаяния — духовно восстановить грешника, а не мучить его. Иногда грешник добровольно приносит некоторое покаяние, например, отказывается от какого-либо любимого удовольствия и проч. Принцип покаяния — причаститься к страданиям Христа. Как Христос взял на Себя наши грехи, пострадав за нас, так и мы, принимая на себя некоторые трудности, иногда причащаемся Его полному страданий пути.

В то время как Таинства Крещения и Миропомазания неповторимы, Таинство Покаяния можем обновлять в себе почти каждый день.

Церковь, ежедневно напоминая нам наши грехи, не старается сделать нас жалкими и потерянными, а ведет нас к бдительности, вниманию, бодрости и готовности служить Богу.

Таким образом, чтобы лучше постичь третье из Таинств Церкви — Покаяние, необходимо помнить следующие важные обстоятельства:

• Таинство Покаяния начинается с осознания греха.

• Осознающий грех человек должен искренне раскаиваться и иметь решимость более не повторять грех.

• Раскаивающийся человек должен обратиться к помазанным служителям Церкви с намерением исповедаться.

• Никакое другое лицо, кроме помазанного духовного лица, не имеет права исповедовать и отпускать грехи, поскольку эта власть богоустановленным законом передана исключительно священникам.

• Направляющийся на исповедь человек должен быть готов понести некоторое возмещение за грех.

Каяться не значит смотреть назад с сожалением, а смотреть вперед с надеждой.
Покаяться — значит открыть глаза навстречу свету.

Иеромонах Лукас Закарян
Перевела Марианна Арзангулян

ААЦ