Жития святых

Первые просветители Армении свв. апостолы Фаддей и Варфоломей

Святые апостолы Фаддей и Варфоломей считаются первыми духовными просветителями Армении, поскольку принесли в нашу страну свет христианства. В Армению они пришли в разное время и проповедовали независимо друг от друга. Но существует предание, что однажды они встретились в армянском поселении, которое в память об этом событии народ назвал Отъяц Хач — Крест Пристанища.

Фаддей — один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, который проповедовал в Аравии и Месопотамии. Оттуда ок. 40 г. он пошел в столицу Осроенского царства Эдессу, где излечил от мучительного недуга царя Абгара возложением рук и молитвой. После этого Абгар крестился вместе с домочадцами и всем двором.

blog14st81Далее путь апостола лежал в Армению Великую. Фаддей пришел сюдаblog14st82 в 43 г., причем не с пустыми руками: он принес с собой наконечник копья, которым римский солдат пронзил распятого Христа. Реликвия ныне хранится в Эчмиадзинском кафедральном соборе. В 66 г. св. Фаддей был схвачен в Артазе, приведен в Тарон, подвергнут пыткам и предан казни — «повешен на древе» и пронзен стрелами. Спустя три столетия на месте захоронения апостола был возведен монастырь Тадеи, а мощи св. Фаддея хранятся в Эчмиадзинском соборе.

Варфоломей также один из двенадцати апостолов. Впервые увидев Христа и поняв, перед Кем он стоит, Варфоломей воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев».

В 60 г. Варфоломей пришел в Армению, куда принес рукотворный лик Богородицы. В местечке Дарбноц Кар (Кузнечный Камень) Андзевской области он основал обитель Пресвятой Богородицы на месте храма богини Анаит. При монастыре апостол основал женскую пустынь, которой передал на хранение лик Богородицы. Пустынь получила название Огеванк — Духов монастырь.

В городе Аребаносе апостол крестил сестру царя Санатрука — царевну Вогуи. Санатрук отправил к ней тысяцкого Теренция с требованием отречься, но Вогуи сумела склонить военачальника к крещению. Этот случай переполнил чашу терпения князей: в 68 г. Теренция, Вогуи и Варфоломея схватили и после долгих пыток казнили в Аребаносе. Вместе с ними были казнены 2 000 христиан.

Свв. Саргис и его сын Мартирос

Саргис Стратилат — один из самых популярных христианских святых, которому в Армении посвящено много церквей. Уроженец Кесарии Каппадокийской (IV в.), мужественный, благородный грек, Саргис избрал военную стезю и в годы правления византийского императора Константина I достиг звания стратилата. Будучи христианином и считая проповедничество своим призванием, он обходил провинции империи и открывал людям пути познания божественной истины. Когда при императоре Юлиане началась реставрация языческого культа, Саргис и его сын Мартирос, также христианин, нашли убежище в Армении, затем перебрались в Персию. Саргис получил высокую должность в персидской армии. Духовное влияние Саргиса на соратников было так велико, что многие после его проповедей принимали христианство. Об этом стало известно царю Шапуху II, который вызвал к себе Саргиса с сыном и велел им отречься. Те отказались, заявив, что жертвуют себя единственному истинному Богу, и были казнены. Преданные стратилату 14 воинов погребли его в городе Мазандаране, за что также были обезглавлены.

Любопытно, что до полного утверждения христианства Саргис почитался как дух бурь и вихря. Посвященный Саргису праздник отмечался в начале февраля, когда снегопады особенно опасны в горах. По народной легенде, в эти дни Саргис мчался на белом коне, поднимая снежные вихри.

Накануне праздника св. Саргиса женщины по традиции выносили на порог поднос с похиндзом — жареной пшеницей, а утром проверяли, нет ли на нем следа подковы белого коня. Если след обнаруживался, это значило, что Саргис будет милостив к членам семьи, особенно во время их путешествий. Днем из похиндза готовили обрядовую кашу хашил и ели с горячим топленым маслом и сывороткой.

Св. Абгар, первый уверовавший во Христа, царь Армении

Представитель боковой ветви армянского царствующего дома Абгар (ок. 4 — ок. 50), правил Осроенским царством в армянской части Месопотамии со столицей в Эдессе.

Абгар болел проказой, и врачи не могли исцелить его. Наслышанный о чудесах и исцелениях, творимых Иисусом Христом, а также гонениях на Него, Абгар отправил к Спасителю гонца с посланием: «Достигли слуха моего чудеса и дивные исцеления Твои без всяких врачебных пособий. Гремит молва, что слепые прозирают; хромые и увечные по глаголу Твоему ходят; прокаженные очищаются; что Ты изгоняешь бесов и злых духов; что возвращаешь здравие неисцелимо больным и что вызываешь мертвых к жизни. Животворясь сим слухом, верю, что Ты Сын Божий, производящий сии чудеса. А потому и осмелился препроводить к Тебе сие послание и умолять Тебя благодушно посетить меня и уврачевать от мучительного недуга. Слышал я также, что Иудеи Тебя преследуют, ропщут на чудотворения Твои и грозят Тебе погибелью. У меня здесь есть город, хотя не обширный, но спокойный. В стенах его встретишь Ты все обильные потребности».

Посланцев Абгара приняли апостолы Андрей и Филипп, а устный ответ Спасителя записал апостол Фома и вручил царскому гонцу. Вот что передавал Абгару Христос: «Блажен, уверовавший в Меня, не видев Меня. Ибо обо Мне писано, что увидевшие Меня не уверуют, чтобы не видевшие уверовали и обрели жизнь вечную. Прежде надлежит Мне исполнить дело, на которое я послан. А когда вознесусь к Пославшему Меня, пришлю к тебе апостола Моего, да исцелит он тебя от недуга и да принесет с собою жизнь тебе и твоим».

Выполняя царскую волю, посланцы попросили у Иисуса Его портрет (образ). Господь умыл лицо, приложил к нему белый плат и протянул изумленным гонцам: на ткани запечатлелось Его лицо. С этого нерукотворного образа в Средневековье списывались копии, т. н. абгарские образа, нашедшие широкое распространение в христианском мире.

Когда в Эдессу ок. 40 г. пришел апостол Фаддей, царь спросил его: «Воистину ли ты тот, который сумеет исцелить меня?» «Если веришь, что Иисус — Сын Божий, исполнится твое желание», — ответил Фаддей. Он крестил царя с его домочадцами и исцелил силой молитвы. Весть о чуде распространилась по городу, и многие уверовали в Христа, Чьим именем творил чудеса апостол. Так Абгар стал первым в истории крещеным царем. В награду за исцеление он предложил Фаддею ценные дары, которые тот отверг со словами: «Мы оставили свое. Возьмем ли чужое?»

Сурб Акоб Мцбнаци

Один из отцов вселенской Церкви епископ Акоб Мцбнаци происходил из княжеского рода и приходился родней патриарху Григору Просветителю. Акоб получил христианское воспитание в Кесарии Каппадокийской. Придя в город Мцбин, он остановился в горном монастыре отшельника Маруге и решил оставить мирскую жизнь, чтобы вести подвижническую жизнь. В 290 г. епископ Мелетий Антиохийский назначил Акоба епископом Мцбина, где тот основал огласительную школу. В 325 г. св. Акоб вместе с Армянским патриархом Аристакесом, епископами Леонтием Кесарийским и Ефталием Эдесским отправился в Никею для участия в Первом Вселенском Соборе.

От Фавстоса Бюзанда известен рассказ, как св. Акоб просил Бога показать ему ковчег на горе Арарат. «Отправившись к священной горе, Акоб предпринял восхождение на нее. Когда путник находился уже близ вершины, он погрузился в глубокий сон, и во сне ему явился ангел и сказал: «Акоб, Акоб, Бог услышал молитвы твои и исполнил твою просьбу: то, что у ног твоих, есть часть ковчега. Возьми ее и не пытайся идти выше, так угодно Богу». Проснувшись, Акоб увидел доску, будто отрубленную от большого древа. Он взял ее и пустился со своими спутниками в обратный путь». Эта часть древа ныне хранится в Эчмиадзинском кафедральном соборе. Часть обретенного древа католикос Симеон I подарил российской императрице Екатерине II.

Св. Акоб завершил свой жизненный путь в 347 г. На месте, где ему было видение, впоследствии воздвигли монастырь его имени.

ААЦ