Святые места

Из глубины веков встают перед нами великолепные образы армянских монастырей и скитов, церквей и часовен, хачкаров и притворов — монументальные свидетельства самоотверженной веры наших доблестных предков.

 

Святой Эчмиадзин

Оживленное строительство городов развернулось в правление первых царей династии Аршакидов. Одним из них был построен Вагаршапат (Эчмиадзин), основанный в первой половине II века на месте древнего поселения Вардгесаван. Со 163 года, после разрушения римлянами Арташата, город был объявлен столицей Армении и на несколько веков стал ее политическим, культурным, а затем духовным и просветительским центром.

Святой Первопрестольный Эчмиадзин, центр Армянской Апостольской Церкви, — место, почитаемое армянами всего мира. Здесь расположены кафедральный собор Сурб Эчмиадзин, резиденция Патриарха и Католикоса всех армян, Геворгская духовная академия святого Эчмиадзина, кельи монашеской братии, Гандзатун (Сокровищница) и книгохранилище, где хранятся святые реликвии и рукописи Армянской Церкви. Большинство сооружений возведены в XVII—XIX веках на месте более ранних.

Кафедральный собор — древнейший христианский храм Армении и один из первых во всем христианском мире. Первый камень в фундамент этого храма, по преданию Церкви, был заложен в 301 г. свв. Григором Лусаворичем (Григорием Просветителем) и царем Трдатом III (287—330 гг.).

Первоначально построенный в форме базилики, собор уже в 483 г. подвергся перестройке, ему была придана крестообразная форма, увенчанная куполом. Эта композиция центральной части собора сохранилась почти без изменений до нашего времени. В XVII веке над собором возвели новый современный купол и трехъярусную колокольню перед западным входом. В XVIII веке над северной, восточной и южной апсидами возвели шестиколонные ротонды, что придало собору пятикупольное венчание.

Роспись интерера собора выполнена к 1721 году армянским художником Нагашем Овнатаняном, восстанавливал и дополнял которую в 1782—1786 гг. его внук Овнатан Овнатанян.

В центре собора находится алтарь — самое святое место храма. По преданию, именно на это место сошел Христос в Своем явлении св. Григору Лусаворичу и повелел последнему возвести здесь храм.

На территории монастырского двора особого внимания заслуживают хачкары (каменный крест). Один, 1279 года, типа «Аменапркич», другой — с кладбища старой Джуги, XVII века, покрыты сложным орнаментом. Здесь же современный памятник-хачкар армянам — жертвам геноцида 1914—1921 годов.

Для хранения реликвий и даров, поступающих в Армянскую Церковь, в 1869 г. с восточной стороны к собору были пристроены три помещения, в которых сейчас находится музей монастыря. В музее хранятся святые реликвии церкви; церковная утварь; имеющие духовную, историческую и художественную ценность одеяния, расшитые золотом и жемчугом, кресты с мощами и посохи католикосов; многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра и слоновой кости, украшенные филигранью и драгоценными камнями.

Ворота Трдата, возвышающиеся в форме арки у входа в резиденцию Католикоса, скорее символ, нежели исторический памятник. Полагают, что на месте этих ворот помещался дворец армянских царей. Многократно перестроенные, эти ворота, тем не менее, сохраняют в своем основании каменные блоки IV века.

Духовная академия святого Эчмиадзина — единственное в мире учебное заведение такого рода. Здесь в течение пяти лет обучаются армяне со всего света, желающие посвятить себя служению Богу и Армянской Церкви. Выпускники академии рукополагаются во диаконы и защищают дипломную работу. Желающие продолжить изучение христологических дисциплин обучаются в аспирантурах богословских факультетов зарубежных университетов.

Древние камни святого Эчмиадзина — современники заката Рима и Византии. Именно здесь происходили исторические события, связанные с принятием Арменией христианства в 301 г. Сюда св. Месроп Маштоц принес созданные им армянские письмена. Здесь были коронованы армянские цари. Отсюда единожды разносился глас о защите родной земли от завоевателей. Здесь ежедневно молятся священнослужители Армянской Церкви для армянского народа и всего человечества.

 

Монастырь Святой Гегард

Одна из самых заветных святынь армянского народа — знаменитый монастырский комплекс Гегард. Он нашел приют на отвесных склонах ущелья, по которому пролегает русло реки Гогт (приток р. Азат).

Значительная часть громадного комплекса высечена прямо в скале. Выполненный в оригинальном и единственном в некотором роде архитектурном стиле, Гегард по праву числится в ряду наиболее красивых и удивительных горных монастырей мира. За свою уникальность он внесен в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Гегард основан практически сразу после Великого обращения армян в 301 г., по преданию — самим Григорием Просветителем. С восточной стороны одной из церквей комплекса над ступенями с поручнями есть пещера, во фронтальной части которой в качестве достоверного свидетельства для будущих поколений высечена надпись «Святой Григорий Армянский Просветитель».

Как свидетельствует первый армянский историк Агатангелос, святой расселил в округе большое число монахов, расположившихся в полях, горах, пещерах и поселениях. Существует мнение, что в этом богоугодном деле монахов-отшельников, которые искали истины и спасения, уединившись в скалистых пещерах, поддерживал сам царь Трдат.

Комплекс, сооруженный на месте священного источника, берущего начало в пещере, поначалу назывался Айриванк (Пещерный монастырь). Нарекли его так еще и потому, что в качестве скитов использовались пещеры, выдолбленные руками членов братии. В округе располагалось около 140 таких келий, многие из которых с течением времени обвалились по причине хрупкости осадочной горной породы. Но на их месте появлялись новые.

Сначала Гегард являл собой армянский «дом веры», духовную крепость. Он стал излюбленным местом царей, ишханов и высшего духовенства Армении. Монастырь часто посещали с целью отдыха, уединения, а также использовали в качестве прибежища католикос св. Нерсес Великий (IV в.), католикос св. Саак Партев (IV в.), Ованес IV Овайский (IX в.).

Здесь нашел пристанище Ованес Драсханакертский, остерегавшийся арабского наместника Нсра и бежавший из Двина. Затем патриарх уехал на Севан, однако преследовавшие его арабы ворвались в Айриванк, который после сожгли и разрушили. Чтобы узнать месторасположение сокровищ, они истязали членов братии, многих убили, а оставшихся в живых увели в плен, разграбив монастырь и предав огню многочисленные драгоценные рукописи. Пострадал комплекс и от нашествий сельджуков, особенно после 1064 г., когда им удалось захватить северную часть Армении.

Возрождение некогда разрушенного монастыря и его расцвет последовали за объединением северной и восточной областей Армении под управлением князей Закарянов (Закарэ и Иванэ).

Древнейшее культовое сооружение, сохранившееся до наших дней, — трехэтажная полувысеченная пещерная церковь св. Богоматери. Она построена в 1164 г. также княжеским родом Закарянов и находится у центрального входа в Гегард с западной стороны. На южной стене видна надпись о передаче в дар церкви мощей св. Андрея, выполненная католикосом Стефаном из Агвана. Другие многочисленные записи позволяют узнать о пожертвованиях монастырю различных людей в знак благодарности за проведение панихиды после их смерти.

В 1257—1258 гг. церковь была отреставрирована княжеским родом Прошянов и украшена фресками. В центре алтаря — изображение Богоматери с младенцем Иисусом, по обеим сторонам — ангелы, а на потолке — фреска князя Проша и его семьи, с течением времени, однако, тускнеющая из-за копоти и трещин.

В 1215 г. сооружена главная церковь монастырского комплекса Гегард — Катогике. По территориально-масштабной композиции она являет собой яркий образец армянских крестово-купольных сооружений XII—XIII вв. и сходна, по мнению специалистов, с церковью Амберд XI века.

Катогике имеет прямоугольную форму с четырьмя двухэтажными ризницами и молельнями по углам, предназначавшимися для князей и княгинь. В восточной и южной стенах высечены две ниши, которые обеспечивают сейсмостойкость.

Десять лет, вплоть до 1225 г., с западной стороны Катогике строился центральный сталактитовый купольный притвор с каменными колоннами. Его внешний вид напоминает мирское строение, горные сельские дома. В центре притвора под купольным отверстием находится действующий по сей день барельефный круглый водосток в форме тонира. В северо-восточном и юго-восточном углах располагаются двухъярусные ризницы, одна из которых посвящена святому апостолу Фаддею. На стене увековечены имена не только строителей, но также благотворителей и монахов, принимавших участие в строительстве притвора. Внутри под восточной стеной, в южной части, у входа в церковь находится хачкар, высеченный Тимофеем и Мхитаром в 1213 г.

Церковь богата орнаментальнными украшениями, особенно купол и южный вход, на фронтальной части которого находится примечательный барельеф. Он изображает льва, нападающего на быка, что, вероятнее всего, является гербом княжеского рода Закарянов.

В 40-х гг. XIII века княжеский род Прошянов (Хагбакян), участвовавший в армянской освободительном движении, с целью создания родовой усыпальницы приобрел у Авага, сына Иванэ Закаряна, всю территорию Айриванка «с горой и полем и всей округой, которая здесь есть», взяв на себя священную обязанность по защите монастыря.

В огромной каменной глыбе в соответствии со всеми канонами наземного строительного искусства высечены северная стена церкви Катогике и притвор. До 1250 г. в монолите скалы была выдолблена церковь с двумя парами перекрещивающихся арок и сталактитовым куполом с отверстием для освещения, которая сегодня называется Авазан (купель). На внутренней стороне купола выгравировано имя архитектора Галдзака с просьбой вспоминать его в молитвах: «Вспоминайте вардапета Галдзака». Считается, что и другие залы, высеченные в скалах, также строились под его руководством.

Под северной стеной бьет святой и целебный холодный источник, в восточной стороне которого выдолблена келья (с маленьким окном, направленным к алтарю), а в западной стороне находится купель крещения. К северо-западу от алтаря у бассейна с горными источниками, можно заметить нишу, где находился потир, используемый в Божественной литургии, то есть чаша, в которой благославлялись хлеб и вино — Плоть и Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

В 1283 г. во время правления князя Проша со стороны ризницы св. Фаддея параллельно с первой, высеченной в скале церковью были построены притвор и церковь. Притвор, прикрытый надгробными плитами, служил усыпальницей Прошянов. У северной стены можно увидеть барельеф, изображающий голову быка, держащего цепь, которой охвачены шеи двух львов, а ниже — парящего орла с ягненком в когтях. Предполагается, что это родовой герб Прошянов.

В притворе, как и в первой, высеченной в скале, церкви есть камин для обогрева в суровое зимнее время (монастырь находится на высоте 1 750 м над уровнем моря). Вторая церковь, высеченная в скале, построена с восточной стороны притвора и относится к типу купольных церквей. Она опирается на полукруглые арки, выступающие из стен. Церковь эту иногда называют Княжеской, так как в ее притворе находится усыпальница Прошянов.

В 1288 г. под руководством сына Проша Папака и его жены Рузаканы в северной стороне этого огромного утеса на втором этаже была высечена большая каменная усыпальница, освещаемая отверстием в куполе и имеющая отдельный вход. Она соединена скромным круглым окошком с усыпальницей Прошянов, а маленьким прямоугольным — с кельей на втором этаже (южная сторона). Согласно надписи, найденной на северной колонне, благоверные супруги построили усыпальницу в «Память душ наших и наших детей». Церкви, высеченные в скалах, и усыпальницы созданы в соответствии со всеми канонами акустики, что придает особое чарующее звучание исполняемым там духовным песнопениям.

Для средневековых армянских монастырей характерно группирование церквей, однако исключительным явлением армянской церковной архитектуры предстает трехэтажный религиозный комплекс из двух церквей, притворов, ризницы, келий, часовен и жилых помещений (с изображением шестикрылого серафима), высеченных в одной огромной скале, который с северной части соединяется с притвором и церковью Катогике. Это трехалтарное сооружение, несомненно, являет собой шедевр межхристианской церковной архитектуры. Он предстает пред нами высеченным в камне свидетельством и выражением истинной веры монахов, князей и прихожан.

Описанный культовый комплекс вместе с трехэтажной церковью св. Богоматери, 40 часовнями и алтарем для совершения богослуженийыл в народе прозвали монастырем Семи церквей.

Начиная именно с XIII века Айриванк постепенно стал называться в летописях и устной речи Гегардаванк (монастырь Гегард) в честь одной из величайших святынь Армянской Церкви, которая хранилась в монастыре.

Святой Гегард — 15-сантиметровый наконечник копья, которым римский легионер пронзил Господа нашего Иисуса Христа на кресте (Ион. 19:31—35). Этот артефакт привез с собой в Армению святой апостол Фаддей. В Армянской Апостольской Церкви и других христианских церквах этим чудодейственным наконечником не раз благословляли народ, избавляли от бедствий и эпидемий. И сегодня армянские католикосы благослявляют миро десницей св. Григория Просветителя и св. Гегардом. Ныне святой Гегард, как и мощи Ноева ковчега, хранится в сокровищнице Эчмиадзина, куда перевезен в XVIII в.

Одними из последних в Гегарде были построены ограда из пирамид и прилегающие к ней хозяйственные постройки (1684 г.), а также центральные сводчатые ворота (1798 г.). Кроме прочего, монастырю принадлежали поместья, сады и водяные мельницы.

Святой Гегард являлся не только местом уединения и поклонения, он превратился в духовный, культурный и просветительский центр армянского Средневековья.

Так, в VII в. здесь развернул свою плодотворную деятельность монах Григор Грзик: основал музыкальную школу, переложил на музыку 150 псалмов Давида и вместе со Степаном Сюнийским переводил с греческого произведения отцов церкви.

В монастыре работали заслуженные деятели армянской духовной культуры Ованес Гарнийский и Мхитар Айриванский. Как «солнце церкви» блистала школа учителя Симеона, ученика великого Григория Татевского. Он упорядочил устав монастыря и, собрав большое количество ребят, преподавал Священное Писание.

В Матенадаране имени Месропа Маштоца, так же как в Национальной библиотеке Парижа и Королевской библиотеке Берлина, хранятся рукописи, биографии, Евангелия, псалтыри, изборники, требники, сборники религиозных песнопений (шараканы), четья минея, которые собирались, писались и переписывались в монастыре Гегард.

XII веком датируется составленный священником Айриванка Филиппом Тонапатчар (Книга праздников), который является одним из самых древних сборников, хранящихся в Матенадаране.

С XII по XVIII вв. благодаря безграничной преданности и заботе княжеских домов Закарян и Прошян этот монастырь жил душеобновляющей плодотворной жизнью, готовя небесных жителей. Oднако начиная с XVIII в. вследствие политических и экономических потрясений, постигших армянский народ, Гегард постепенно терял свой славный блеск, а во времена советской власти, в 1933 г., на короткое время был закрыт впервые за всю историю своего существования.

Во время патриаршего правления светлой памяти католикоса Вазгена I восстановлены центральные врата, построено здание монашеских келий, благоустроена территория монастыря, а в 1979—81 гг. кровли Катогике и притвора были вымощены базальтовыми камнями. В дни правления светлой памяти католикоса Гарегина I отреставрировано здание монашеских келий. На средства государства отремонтирована дорога 1868 г., которая превратилась в шоссе Ереван — Гарни — Гегард.

Сегодня усилия 132-го патриарха — католикоса всех армян Гарегина II направлены на возрождение молитвенных традиций этого древнего храма во славу Господа, во имя расцвета Армянской Церкви и благоденствия Армении.

Уповая на Господа, надеемся, что вновь освященные колокола монастыря будут отбивать вечность, провозглашая становление древнего монастырского богослужения.

Подготовил Григор Дарбинян

ААЦ