Обретение Честного пояса Пресвятой Богородицы

1 сентября Армянская Церковь отмечает один из семи праздников посвященных Богородице -Обретение Честного пояса Пресвятой Богородицы (обстоятельство, в очевидностью показывающее важное место и роль, которая имела Св. Дева в духовной жизни армянского народа). Пресвятая Богородица, как совершенный пример материнства и добродетели, столетиями подряд создавала и формировала образ армянской девушки, женщины и матери, продолжая одновременно иметь свое живое присутствие и воздействие в нашей жизни.

Во времена правления императора Византии Аркадия (395-408 гг.) в Иерусалиме хранился пояс Пресвятой Богородицы. Его бережно перевезли в Константинополь и поместили в церкви. В дальнейшем греки построили новую церковь, посвященную Св. Марии, и поместили там Честной пояс Пресвятой Богородицы для поклонения верующих.

Золотой ковчег, в который долгое время был заключен почитавшийся как великая святыня пояс, впервые был открыт в конце IX — начале X века в царствование императора Льва Мудрого. Сделано это было с разрешения патриарха для жены императора Зои, обуреваемой нечистым духом. Император молился Богу об исцелении своей жены. И произошло видение, что та излечится от своей слабости, если на нее положат пояс Богородицы. Когда ковчег был вскрыт, оказалось, что пояс, пролежавший в нем почти десять веков, не истлел. Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от нечистого духа. В знак благодарности Божией Матери Зоя вышила весь Пояс золотой нитью. После этих событий святой Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский, составил Слово в «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего».

В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса). Елена, племянница византийского императора Романа III Аргира (Аргиропуло), получила исцеление от пояса Богородицы. Когда в 1028 году после войны с Грузией император заключил с ней мир, он выдал Елену за грузинского царя Баграта IV Куропалата, чтобы скрепить политический союз. С разрешения императора невеста привезла с собой в дальнюю страну часть Пояса. Известно, что в начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I. Удивительна реакция российского царя. Украсив ковчег драгоценными камнями, он послал его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения святыни. И доныне эта часть Пояса хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери в драгоценном киоте.

В Ватопедском мужском монастыре на Святой горе Афон в Греции хранится часть пояса Пресвятой Богородицы, которую византийские императоры брали с собой в военные походы и которую когда-то отбили у византийцев болгары. Это — дар сербского князя Лазаря Хребеляновича, правившего в XIV веке — последнего независимого правителя Сербии. Этот князь прославлен в лике святых Сербской православной церкви как великомученик. История обители настолько тесно переплетена с историей Пояса, что уже не мыслится отдельно от нее. Об этом свидетельствует и прозвище «агиазониты» (то есть «святопоясники»), данное на Афоне ватопедским монахам. 5 Храм Пояса Богородицы в Сирии В городе Хомс (древней Эмесе) существует храм, посвященные Поясу пресвятой Богородицы, знаменитый «Умм Зуннар». По традиции этих мест, святыню поместили в серебряный цветок на ножке-подставке. В центре растения, в окружении ажурных лепестков под стеклом лежит скрученный колечком тонкий шерстяной поясок из верблюжьей шерсти и золотых нитей длиной около 60 сантиметров. По преданию, это часть пояса Богородицы. Обрели ее в 1953 году после того, как в монастыре в Мардине (современная Турция) был обнаружен старинный манускрипт на арамейском языке. В этом манускрипте и было указано место, где хранится половина пояса, которую Фома взял с собой. От этой части святыни также происходят многочисленные исцеления по молитвам верующих. В «Умм Зуннаре», рядом с украшенной живыми цветами нишей, где хранится Пояс Богородицы, стоит кувшин. В него верующие люди бросают записки, адресованные Небесной Заступнице.

В древности некоторые составители календарей Армянской Церкви, говоря об этом празднике, отмечали: «Если хочешь праздновать – празднуй», а Католикос Симеон Ереванци (1763-1780) сделал праздник обязательным и назначил дату празднования на воскресенье в период с 26 августа по 1 сентября.

ААЦ