Воздвижение животворящего Креста Господня. Хачверац

В Армянской Церкви Сурб Геворг Владивостока 13 сентября отметили праздник Воздвижения животворящего Креста Господня. Настоятель церкви иерей Саркис Чопурян совершил праздничную  Святую Литургию.

«Господь на Кресте пострадал за наши грехи, и с тех пор живоносное древо крестное является всеукрепляющей силой для борьбы с грехами. Велика сила Животворящего Креста! Будем молиться Господу, чтобы Он осенил нас и наш путь своим Животворящим Крестом и даровал нам силы для несения нашего креста»- сказал во время проповеди отец Саркис.

После свершения величайших событий в истории человечества – Распятия, Воскресения и Вознесения Христова, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. Римские войска в 70 году разрушили Иерусалим и святые места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа оказались в забвении, на некоторых из них были построены языческие храмы.
По преданию, брат Господня – апостол и первый Иерусалимский епископ Иаков обнаружил и “воздвиг”, т. е. высоко поднял над головами единоверцев частицу креста Господня, и запел гимн “Кресту Твоему, Христос, поклоняемся”. По другому преданию, более распространенному, мать императора Константина Елена совершила паломничество в Палестину с целью найти место погребения Христа и крест, на котором Его распяли. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей, по имени Иуда указал место – храм Венеры. Императрица повелела разрушить храм и делать раскопки. В 326/7 г. обнаружили пещеру гроба Господня, а также три креста. Явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к истинному Кресту мертвеца, которого проносили мимо.
Часть животворящего креста Елена послала своему сыну, другую оставила у иерусалимских христиан. Чтобы крест был виден собравшимся, епископ Макарий “воздвиг” его над головами людей, откуда и пошло название праздника, главной идеей которого стал призыв идти спасительным “крестным путем Христа”. После того, как в 336 г. император Константин приказал построить на месте погребения Христа церковь св. Воскресения, Крест ежегодно воздвигался на Голгофе в день празднования освящения храма.
В 614 г. персидский шах Хосров II захватил Иерусалим. Вместе с другими сокровищами и реликвиями он увез в Персию крест. Но армия византийского императора Ираклия (Геракла), в составе которой были армянские полки под командованием князя Мжежа Гнуни, взяла реванш, и в 629 г. новый персидский шах Хорем вынужденно вернул крест христианам. Освобожденная святыня была торжественно внесена в западноармянский город Карин. Наиболее высокая горная вершина на юго-востоке Каринской области стала называться Хачапайт (Крестное древо), а на склоне горы впоследствии был основан монастырь Св. Креста. Далее святыня была донесена до Константинополя, а оттуда попала в Иерусалим. По преданию, император взвалил Крест на плечи и донес его до самой Голгофы.
В армянский церковный календарь этот праздник окончательно вошел в VII в. при католикосе Сааке III Дзорапореци, сочинившем духовный гимн, посвященный празднику Воздвижения. Один из отцов нашей церкви Григор Татеваци писал, что, “предаваясь кресту Господню, мы обретаем Слово Божие, Его мудрость, могущество и бессмертие”.

ААЦ